Новые колёса

Новые колеса / Кёнигсберг - Калининград / Кенигсберг и собор. Символ древнего города от разрушения спасла могила Иммануила Канта

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

...Сегодня вместе со специалистом по истории Кенигсберга Николаем Чебуркиным мы "гуляем" по Кафедральному собору - воплощенной метафоре победы Духа над Материей. Вернее, спасения Материи - Духом.
...Это в высшей степени странно, что собор уцелел. Казалось бы, ТАКАЯ материя была просто обречена на погибель. Усыпальница прусских герцогов, символ чужой, вражеской веры - собор неминуемо должен был разделить судьбу Королевского замка. Тем более, что к замку, - вспоминают первые переселенцы, - НАШИ подбирались еще в сорок пятом. Но, чтобы в одночасье стереть его с лица земли, тогда не хватило мощности подрывных устройств. А потом случилась другая история…
Замок "приговорил" в конце шестидесятых председатель Совмина СССР Алексей Косыгин. Будто бы во время посещения Калининградской области он спросил у первого секретаря обкома КПСС Коновалова: "А что это у вас за хрень в центре города?"
Коновалов ответил: "Здесь мы собираемся замок восстановить и создать краеведческий музей".
Косыгин аж задохнулся от возмущения: "Музей чего? Прусского милитаризма?! Чтоб завтра же этой хрени не было!!!"
Трудно сказать, имел ли место этот диалог в действительности, но через некоторое время Королевский замок был взорван.
Кафедральным собором Косыгин был тоже крайне недоволен, но... собор спасла могила Канта. Среди партийных бонз, да и среди первых переселенцев наверняка не было тех, кто так или иначе не слышал бы о великом немецком философе. Которого, с его рассуждениями о звездном небе над нами и законе нравственности внутри нас, никак нельзя было "пристегнуть" ни к прусскому милитаризму, ни, тем паче, к фашизму.
Тень славного идеалиста уберегла материю - и вплоть до девяносто первого года Кафедральный собор был единственным в нашей области, лишенной храмов и "сугубо атеистической". Вроде бы мертвым, но присутствующим в жизни каждого. В качестве этакой духовно-стилевой доминанты.
Это, кстати, великолепно почувствовал режиссер Александр Кайдановский, снявший году в восемьдесят восьмом фильм "Жена керосинщика". Фильм, получившийся до мозга костей калининградским, московская критика приняла в штыки, а в России просто не поняли.
Еще бы! Один из лучших фрагментов "Жены..." - это, когда священник - бывший фронтовик в застиранной сержантской гимнастерке, с орденом и медалями на груди, сидит в руинах Кафедрального собора и, растягивая меха потрепанной гармошки, поет: "Вернулся я на родину, шумят березки с кленами..." А за его спиной в одном из закопченых оконных проемов пихаются два ангела. Наш гонит в тычки немецкого, а тот упирается, ругается, плачет...
Чтобы понять ТАКОЕ - здесь нужно родиться.
- У собора очень сложная судьба, - говорит Николай Чебуркин. - Первоначально под его строительство - тогда он назывался церковью соборного капитула епископства самбийского - был выделен земельный участок в юго-восточной части Альтштадта (до перекрестка, образуемого ныне Московским проспектом и ул. Октябрьской), северней нынешнего расположения собора. Строительство началось при епископе Зигфриде, продолжалось с 1297 по 1302 года. (Сама резиденция самбийского епископа находилась в Фишхаузене - ныне Приморск.)
Собор был посвящен святой деве Марии, святому Адальберту, святой Елизавете - и вообще всем святым. К концу двадцатых годов ХIV века территория, отведенная под кафедральную церковь, показалась новому самбийскому епископу Иоганну недостаточной - он обратился к магистру Тевтонского ордена с просьбой выделить участок попросторнее, что и было сделано в 1327 году.
Северо-восточный угол Кнайпхофа отвели под богоугодные цели. Но... в 1333 году магистр Тевтонского ордена Людерус Браунгшвейгский на время остановил возведение собора - из-за того, что церковные власти все больше превращали его в крепость. А крепость уже была - Королевский замок, принадлежащий Ордену. А поскольку земля принадлежала Ордену тоже, от церковников потребовали отказаться от притязаний на постройку крепости и воздвигнуть чисто культовое сооружение. Договоренность была достигнута, и 13 сентября 1333 года магистр Браунгшвейгский "дал отмашку" продолжать строительство.
Эта дата и считается официальной "точкой отсчета" в истории Кафедрального собора.
Старый собор к тому времени был уже снесен. Чтобы перетащить стройматериалы, построили Соборный мост между Альтштадтом и Кнайпхофом (он просуществовал пятьдесят лет) и Соборные ворота в городской стене Альтштадта. Они задумывались как временные, но... немцы тоже отдали дань пословице: "Нет ничего более постоянного, чем временное". Ворота благополучно дожили до 1944 года и "гикнулись" во время налета на город английской авиации. (Кстати, в дальнейшем на месте старого собора возник монастырь.) А если бы Соборный мост протянул более, чем полсотни лет, знаменитая задача Леонарда Эйлера, математика и физика, про семь мостов Кенигсберга (можно ли по периметру обойти город, не вступая дважды на один и тот же мост) имела бы положительное решение - а раздел математики "теория графов" не был бы создан!..
...Основатель нового Кафедрального собора Великий магистр Браунгшвейгский умер в 1335 году. В Соборе. Он приехал в Кенигсберг, занемог и, чувствуя приближение смерти, велел отнести его в собор, где и испустил дух. И там же был захоронен.
Скончавшийся в 1344 году епископ Иоганн был также похоронен в соборе. Но... иногда "усыпальница" превращалась в конюшню. Так, в 1344 году граф Вильгельм IV Голландский попросил тогдашнего епископа самбийского позволить ему провести - вместе со своими конями - зиму в еще не отстроенном соборе. Ему было позволено. (Немцы, кстати, очень свободно смотрели на подобные метаморфозы: в ХХ веке они превратили храмовый флигель епископского замка в Фишхаузене в... коровник.)
...В длину собор насчитывал 88,5 метров, высота южной башни до шпиля составляла 50,75 м, высота части здания (без креста) - 32,14 м. Первоначально он был однонефным (неф - главное продольное помещение в храме), чуть позже с западной стороны к нему пристроили трехнефный корпус. В однонефной части была церковь для рыцарей Ордена (он получил название Высокие хоры), в трехнефной - мирская церковь, где проводились службы для жителей (эту часть именовали: Низкие хоры).
С 1380-го по 1400 годы нефы были украшены фресками.
1380-й год официально считается датой завершения строительства, хотя процесс продолжался и после. Так, в 1553 году появились восьмиугольная и южная башни (с русалкой на флюгере), в 1640-м - были установлены башенные часы, в 1695-м - орган (а сам собор снаружи и внутри оштукатурен белым).
В 1832 году под побелкой обнаружились фрески, а с 1901 по 1907 г.г. провинциальным консерватором (так у немцев называли реставраторов) Рихардом Детлефсеном была проведена основательная реставрация. Впрочем, мы забегаем вперед.
...В 1519 году в Соборе состоялась последняя католическая служба, в которой приняли участие Великий Магистр Ордена Альбрехт (первый герцог Пруссии) и епископ Самбии Георг Поленц, принявший впоследствии лютеранство. А уже через четыре года Иоганн Бризман произнес в соборе первую евангелическую проповедь на немецком языке. (Напомним, католические службы ведутся на латыни. Реформаторы, в числе прочего, отстаивали и право человека возносить к Богу молитвы на родном языке.)
В 1528 году собор становится собственностью города Кнайпхофа (Кнайпховской приходской кирхой).
В 1564 году в нем создана герцогская усыпальница, где со временем похоронили герцога Альбрехта и многих его потомков, а в 1588 году почетное право быть захороненным в восточной части у северной стены было предоставлено профессорам Кенигсбергского университета.
В 1650 году в южной башне, на втором этаже, разместилась знаменитая Валленродтская библиотека. Ее учредил канцлер Мартин фон Валленродт. Сын его, Иоганн Эрнст, долгие годы путешествовавший по Европе и Северной Африке, пополнял ее неутомимо. В башне библиотека заняла две комнаты, расписанные в стиле барокко и украшенные затейливой резьбой.
В начале ХХ века из 10.000 томов часть была передана в государственную университетскую библиотеку. Только эти книги и сохранились. Сама Валленродтская библиотека сгорела во время налета английской авиации. А уцелевшие книги после взятия Кенигсберга были вывезены в Подмосковье, в поместье Узкое, некогда принадлежавшее графам Трубецким - там, в старой церкви размещался специфический книжный фонд АН СССР - УНЕОН. Начиная с 1917 года в этот скорбный фонд свозили книги, "экспроприированные" в дворянских имениях, в помещичьих усадьбах, в церквях, семинариях и т.д., и т.п. Из них впоследствии формировались по стране университетские и институтские библиотеки.
...Сотрудница Калининградского госуниверситета, создательница и хранительница импровизированного музея Канта О.Ф. Куприна (немцы уважительно именовали ее "фрау Кант") отыскала в этом фонде 300 томов бывшей Валленродтской библиотеки - и привезла их в Калининград. (Уже здесь обнаружив, что между ними затесалось несколько редких книг, принадлежавших до революции Тамбовской духовной семинарии.)
Оставшиеся книги рассеяны - часть "осела" в Литве, часть - в Санкт-Петербурге. (Сейчас фонда УНЕОН не существует. Церковь князей Трубецких передана РПЦ, а ценнейшие книги-фолианты, переплетенные в сафьян и телячью кожу, в середине 90-х годов за копейки ушли в московские антикварные магазины. И - "растворились". Вернее, попали в чьи-то "частные коллекции". Скорее всего, за рубежом.)
...28 февраля 1804 года в профессорской усыпальнице был захоронен Иммануил Кант. В связи с этим интересно перечитать посвященные ему страницы из "Писем русского путешественника" Н. Карамзина. В 1789 году Карамзин, тогда еще молодой человек, встречался с Кантом:
"Вчерась после обеда был я у славного Канта, глубокомысленного, тонкого метафизика которого иначе не называют, как der allez zermalmende Kant, т.е. все сокрушающий Кант. Я не имел к нему писем, но смелость города берет, - и мне отворились двери в кабинет его. Меня встретил маленький, худенький старичок, отменно белый и нежный С полчаса говорили мы о разных вещах: о путешествиях, о Китае, об открытии новых земель Кант говорит скоро, весьма тихо и невразумительно Домик у него маленький, и внутри приборов немного. Все просто, кроме... его метафизики".
Далее Карамзин описывает Кафедральный собор:
"С великим примечанием рассматривал я там древнее оружие, латы и шишак благочестивейшего из маркграфов бранденбургских и храбрейшего из рыцарей своего времени На стене изображена маркграфова беременная супруга, которая, забывая свое состояние, бросается на колени и с сердечным усердием молит небо о сохранении жизни героя, идущего побеждать врагов", - речь идет о герцоге Альбрехте и его супруге Доротее.
...В 1880 году на месте погребения Канта была возведена Stoa Kantiana- кантовская часовня. Внутри нее располагался бюст философа, на стене висела копия картины Рафаэля "Афинская школа". Посетителей сюда пускали два раза в год - 12 февраля и 22 апреля, в день рождения и в день смерти философа. Вход был платный. Специальный кастелян собирал деньги, открывал и закрывал часовню.
В 1924 году, к 200-летию со дня рождения Канта, был построен портик. Он тоже закрывался... Во время штурма Кенигсберга в 1945-м могила Канта разрушена не была, ее сохранила магия великого имени. Но... первые советские переселенцы вспоминают, что крышка саркофага была сдвинута, а стены исписаны. Были там, например, такие надписи: "Думал ли ты, что русский Иван будет стоять над твоим прахом?" Или: "Теперь ты понял, что мир материален?"
Но в основном надписи были нецензурного содержания и простонародные, типа: "Мы пришли", "Мы захватили", "Мы дошли до твоей могилы" и так далее. Потом все это забелили.
...Решеткам из портика у нас тоже нашли применение: их растащили на заборы. Потом спохватились, нашли несколько оригиналов, сделали по ним копии - очень приблизительные...
С могилой Канта связана одна забавная история. Когда город открыли для иностранных туристов и к нам поехали первые ностальгирующие немцы, одна предприимчивая бабулька встала у портика и начала просить милостыню. Герры и фрау платили охотно: они решили, что это кастелянша (по обычаю!), и давали ей по десять марок (средняя зарплата бюджетника тогда равнялась DM20). А бабулька целовала им руки… Промышляла она года два. Если только рэкетиры не трясли ее, как грушу, она должна была сколотить приличный капиталец... А потом таких "умных" появились десятки: бабки, деды, дети - все караулили интуристовские автобусы и клянчили, клянчили... Страна - победитель так встречала побежденных.
...Впрочем, вернемся к истории.
В 1807 году герцогская усыпальница, расположенная в восточной части собора, была превращена французами в военную тюрьму - ненадолго, но собор вновь "поменял ориентацию".
В 1809 году была снесена церковная стена, отгораживающая собор от Кнайпхофа...
В 1833-м - по поводу 500-летия собора - его отремонтировали. В 1888-м - установили новый орган.
...В 1907 году западный фасад собора после реконструкции вернул себе очертания ХIV века. На освящении присутствовал германский император и король Пруссии Вильгельм III.
...В августе 1944-го при налете английской авиации собор был сильно поврежден, полностью выгорели все деревянные части интерьера. Кстати, жители Кнайпхофа - несмотря на то, что пылали их собственные дома, пытались тушить собор. Но - непонятно, по какой причине (чуть ли не по распоряжению Эриха Коха) - нацисты запретили участвовать в его тушении... пожарным. А ведерками с водой ситуацию исправить было невозможно.
...После налета скульптор Пауль Кимриц нашел на пепелище уцелевшую статую - изображение герцогини Доротеи, первой жены герцога Альбрехта. Он поместил ее в специальный ящик, который спрятал в герцогской усыпальнице... Статую обнаружили в семидесятых годах, случайно, при поисках Янтарной комнаты. Почему-то находку афишировать не стали. А чуть позже скульптура была продана неким частным лицом за 15.000 рублей (астрономическая по тем временам сумма!) в собрание музея изобразительных искусств им. Пушкина. Там, в запасниках, на нее наткнулся искусствовед, реставратор икон в мастерской имени Грабаря - Малышев...
Герцогиня Доротея до сих пор там, хотя по закону о реституции ценностей ее место - здесь. Но... чиновники никак не могут между собою договориться. (Может, Доротею нам подарят к 750-летию города?)
...Статус памятника республиканского значения собор получил по постановлению Совета министров СССР еще в 1960 году. Но первую реставрацию его осуществили в 1976-м - не с помощью кисточек и специальных растворов, а посредством кирки, кувалды и такой-то матери.
"Реставрация" проводилась с использованием экскаваторов и отбойных молотков, и вреда от нее было гораздо больше, чем пользы. В частности, были уничтожены напольные эпитафии, да и другие детали внутреннего убранства собора.
В 1982-1984 годах - накатила "вторая волна". "Реставраторы" истребили оставшиеся эпитафии и мраморные надгробия, а оконные проемы заложили силикатным кирпичом.
...Во время перестройки архитекторами, учеными и просто заинтересованными лицами велись жаркие дебаты: что все-таки делать с Собором? Стоимость его полной и грамотной реконструкции была эквивалентна трем городским бюджетам как минимум. Предлагались разные варианты.
1. Попросить денег у немцев. Но эта идея тогда казалась рискованной. Денег-то немцы, может, и дадут… А что взамен попросят? И не будет ли восстановленный на немецкие деньги собор символом утверждения германского влияния на нашей земле?..
Политики, протестуя, против такого "сценария", напоминали, что на крупных вокзалах в ФРГ до сих пор висят таблички "Поезда на Кенигсберг временно не ходят", и призывали "не унижаться".
2. Оставить все как есть. Чтобы собор - точнее, его руины - был своеобразным памятником минувшей войне и предостережением реваншистам.
3. Нначать поэтапное восстановление... По принципу: на сколько денег хватит.
4. Отдать собор католикам. Или вообще сделать его межконфессиональным культовым учреждением, которое бы символизировало, что в Калининграде цивилизованно и дружно уживаются между собой православные и католики, лютеране и иудеи...
Тогда же молодой архитектор Юрий Забуга обнародовал свой феерический проект: вписать восстановление собора в реконструкцию всего острова, который должен был превратиться в некое подобие парижского Монмартра. Или Латинского квартала - прибежища художников и музыкантов. Стеклянные крыши и галереи, выставочные залы и "лавки искусств" - много чего было в этом проекте.
Конечно же, он не прошел. А в 1992 году г-н Одинцов занялся консервацией руин, которая плавно перетекла в реконструкцию. Был воссоздан внешний облик собора - очень небесспорно.
(На мой взгляд, руины смотрелись гораздо брутальней. Была в них первозданная мощь, была какая-то суровая и скорбная энергетика... Изувеченный собор выглядел как герой древнегреческой трагедии - монументально, титанически. Сейчас, "прибитый" островерхой крышей, лично мне он напоминает, в лучшем случае, изображение на бонбоньерке. В худшем - новорусский "новодел", - прим. авт.).
Сейчас в Соборе культурный центр: музей, чьи экспозиции посвящены Канту и истории Кнайпхофа.
...А что будет дальше? С Собором - и со всеми нами. Кто знает. Но... этим летом, если вы помните, во время одного из массовых гуляний девушку-парашютистку ветром снесло прямо на крышу собора. Зацепившись стропами за шпиль, она часа три висела и ждала пока ее снимут спасатели. Девушка уцелела. Сильно продрогла, но в-общем отделалась крепким испугом. Один мой знакомый, человек с мистическим мироощущением, тогда сказал: "Это знак. Город простил нас. Город больше не хочет боли и крови. Жертвы ему не нужны".
Если это действительно так - слава Богу. И всем святым - и православным, и лютеранским, и католическим... любым. Потому что и впрямь - этому городу хватит страданий.
Сегодня к Кафедральному собору в день свадьбы приезжают новобрачные - может, в этом есть и элемент пошлости (как в кукле на багажнике, в цветах и лентах), но... пусть будет. Это - та самая материя, которая неразрывно связана с Духом. "Белый и нежный старичок Кант" вряд ли был бы в претензии...
Ну, а наши прогулки продолжаются. Следующее "место встречи" - университет.
Д. Якшина


Если вам понравилась эта публикация, пожалуйста, помогите редакции выжить.



Номер карты "Сбербанка"  4817 7601 2243 5260.
Привязана к номеру            +7-900-567-5-888.

Или через Yandex.Money