Новые колёса

Новые колеса / Кёнигсберг - Калининград / РОЖДЁННЫЙ В КЁНИГСБЕРГЕ. Художник Рябинин был хранителем древнего города

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

В ночь с 17 на 18 июля умер Виктор Фёдорович Рябинин. Художник, Учитель, Человек - с большой буквы. Он был настоящим калининградцем - из тех, кого осталось так мало.


После штурма

Рябинин родился 17 февраля 1946 года в Кёнигсберге. Именно так. Кёнигсбергская область будет образована на территории Кёнигсбергского особого военного округа спустя два месяца, в апреле, а переименуют город и область ещё через три месяца, в июле 1946-го.

Отец Рябинина был участником штурма Кёнигсберга. Мать во время войны угнали на работы в Германию, возвращалась она домой через Восточную Пруссию… Молодые люди встретились в Кёнигсберге - здесь и остались. У их родившегося сына няней была немка, вплоть до её депортации.

В общем, довольно типичная история тех, кого принято называть “коренными переселенцами”. В смысле, первыми родившимися здесь, на этой странной земле с её почти невероятной историей.

Виктор Рябинин часто говорил о себе: “Я - свидетель”. Своими глазами он видел то, что стало потом лишь тенью воспоминаний: узкие улицы старого города, Королевский замок, понтонный мост через Прегель…


Патроны в костёр

Как все послевоенные дети, он играл в руинах немецких домов, прятался в ещё не заколоченных и не затопленных бомбоубежищах, искал клады, кидал в костёр патроны, которыми мальчишки набивали карманы, как семечками…

Детские впечатления определили всю его дальнейшую жизнь: он стал не просто художником, и не просто “свидетелем” (это слово он выбрал для себя, ибо был очень скромным) - он превратился в Хранителя. Из найденных предметов довоенного кёнигсбергского быта - безнадёжно, казалось бы, испорченных, не имеющих ценности, он создавал удивительные композиции - коллажи, ассамбляжи. Его называли “археологом изобразительного искусства”, “Энди Уорхолом из Кёнигсберга”, но все эти сравнения лишь в незначительной мере передают его сущность.


Художник и учитель

Виктор Рябинин был “гением места”. Человеком, чьё жизненное предназначение оказалось простым и великим - безустанно связывать разорванную нить времени и “перекидывать мостик” из Кёнигсберга в Калининград.

Виктор Фёдорович был моим учителем в Детской художественной школе. Два года (81-й и 82-й) он говорил нам, школьникам эпохи брежневского застоя, о том, чего мы нигде больше не слышали: о гофмановском коте Мурре, о Булгакове, о поэтах серебряного века, о том городе, в котором мы родились и выросли, но которого совершенно не знали.

На занятиях по прикладной композиции он учил нас составлять коллажи. Собирать разрозненные предметы, обрывки, кусочки в нечто целое, имеющее смысл. Этим он сам всю жизнь и занимался. И своих учеников, а впоследствии студентов он часто выводил на “историческую практику”: показывал старые планы города, учил сравнивать, как было, как есть - и как должно быть. Объяснял, от какого современного наследия нужно освободить исторический ландшафт, а что добавить, чтобы наш город превратился в настоящую “жемчужину градостроения”.


Любить родину

“Город К.” был страстной любовью Виктора Рябинина. Её нельзя было не почувствовать - и не проникнуться уважением к человеку, умеющему так любить свою родину.

Примечательна история, о которой он часто рассказывал. В начале девяностых у Рябинина была выставка в Любеке. В немецких газетах его представили как “художника из Кёнигсберга”. Он, кстати, всегда ратовал за возвращение городу его исторического названия, говоря о том, что советские солдаты взяли штурмом именно Кёнигсберг и это название - такой же трофей, как и сама территория.

Над противниками “германизации” он смеялся: почему-то их не волнует, что Ленинград давно называется Санкт-Петербургом, а Свердловск - Екатеринбургом. Да и немецкое слово “бутерброд” как-то вот не смущает.


Ненависть к русским

А ведь с Кёнигсбергом связан целый пласт русской истории - это и Семилетняя война, и Тильзитский мир, и Гумбинненское сражение… Так вот, когда в Любеке открылась выставка картин Рябинина, к нему подошёл немец и сказал, что сам он родом из Кёнигсберга. В 45-м на его, тогда маленького мальчика, глазах советский солдат изнасиловал его мать. Мальчик был так потрясён, что два года вообще не мог разговаривать.

После депортации жизнь его и матери как-то утряслась, дар речи вернулся, но ненависть к русским осталась. Он написал книгу “Я бы не хотел больше говорить ни с одним русским”, которая в Европе наделала много шума.

Он действительно не говорил ни с одним русским - но для Рябинина сделал исключение, потому что встретиться с “ художником из Кёнигсберга” его очень просила мать.


Когда враг стал другом

Рябинин долго с ним разговаривал. Немец был потрясён его великолепным знанием истории города, его деликатностью, интеллигентностью, тактом, его искренней любовью к тому месту, которое странным образом являлось родиной их обоих…

После этого разговора немец активно включился в деятельность российско-немецких культурных сообществ. Враг превратился в друга. И разве он один?

Виктор Рябинин был потрясающим человеком. Его мастерская, где он хранил коллекции бутылок, крышечек, пробок, табличек с названиями довоенных улиц и т.д., и т.п. , была местом, где его ученики превращались в художников, “свидетелей” и “хранителей”.

Он был бескорыстен, отзывчив и удивительно щепетилен в вопросах нравственности. Он был очень чистым, и эта трогательная чистота ощущалась во всём: в его словах, взглядах, поступках, картинах. Он был уникален.


Чтобы помнили

Рябинин в мастерской. Фото Ивана Маркова

Теперь, когда Рябинина не стало, дело его учеников и почитателей - сохранить о нём память. Не надо ждать, что это сделают чиновники (вон, в Санкт-Петербурге, чтобы установить мемориальную доску Борису Стругацкому, чиновники потребовали справку о том, что он, Стругацкий, действительно был писателем). Надо самим. Как минимум, установить мемориальную доску там, где он преподавал - чтобы и будущие поколения учеников и студентов знали и помнили это достойное имя.

Светлая память Виктору Фёдоровичу.

Д. ЯКШИНА

Инсталляции, собранные из предметов быта кенигсбержцев

В мастерской Рябинина. Артефакты. Фото И. Маркова

Вид на Кнайпхоф и кузнечный мост Schmiedebrucke


Калининград. Руины Королевского замка

Кот Мурр Виктора Рябинина

Одна из улочек на острове Кнайпхоф

Фото Ивана Маркова



Если вам понравилась эта публикация, пожалуйста, помогите редакции выжить.



Номер карты "Сбербанка"  4817 7601 2243 5260.
Привязана к номеру            +7-900-567-5-888.

Или через Yandex.Money